Эмоционально-психологические признаки человека оказывают большое влияние на степень комфортности, т.е. на способности усвоения различных групповых норм, привычек и склонностей, предопределяют его восприимчивость и эмоциональный фон.
Соотношение в характере реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность конкретного человека – от случайных внутренних или внешних обстоятельств или от поставленных человеком целей, стремлений, убеждений, мировоззрения.
По этому признаку выделяют четыре типа характера человека:
· чувствительный к влиянию обстоятельств – объективерт (экстраверт);
· чувствительный к состоянию своей личности – субъективерт (интроверт);
· активный, стремящийся воздействовать на обстоятельства – экстерналист;
· пассивный – интерналист.
Экстраверт – человек, воспринимающий мир таким, какой он есть. Экстраверты хорошо знающие цену другим и умеющие ориентироваться в любой обстановке, цепкие, хваткие, расчетливые.
Интроверты накладывают свое внутреннее восприятие мира на внешнее окружение и поэтому живут в выдуманном, созданном ими самими мире.
В пространстве характер личности представляют в виде векторов. В центре располагается характер, в котором все черты находятся в равновесии. Чем дальше от центра расположены характеры, тем более четко проступают черты, которым соответствует данный характер.
Координаты характера чаще всего устанавливают с помощью опросника Х.Айзенка.
Информационная модель пространства характеров, разработанная Шершневой Л.П. изображена на рисунке. Стрелками на рисунке показано направление усиления признака.
На основе полученной информации и с учетом духовной культуры человека, обусловленной его эрудицией, творческими способностями, образованием, складывается определенный стереотип мышления, поведения и ориентации при выборе моделей одежды.
Структура характера динамична. Она изменяется в течении жизни человека под влиянием воспитания, образования, общественно-исторических событий, морально-этических норм поведения в обществе.
Сознание единства, общности с другими людьми – социально-психологический феномен, оказывающий решающее воздействие на мотивы поведения человека, его поступки. Поэтому на правила принимаемых решений при выборе моделей оказывают влияние и географическое положение, а также размер населенного пункта, состав семьи, состав и мировоззрение коллектива на работе, друзей и многое другое.
Характер находит свое отражение не только в поступках и действиях, но и накладывает печать на внешний облик личности.
Прослеживается определенная взаимосвязь между темпераментом и антропоморфологическими признаками женщин.
Исследованиями установлено, что наиболее полные женщины встречаются среди флегматиков, а наиболее худые – среди меланхоликов.
Теплые сочетания цвета волос, глаз и кожи чаще всего встречаются у холериков, сангвиников и флегматиков. У меланхоликов преобладает холодный цветовой тон.